Музей вуду мне не понравился. Совсем. Он маленький, грязный и в нем воняло. Возможно этот аромат исходил от одного из посетителей, но это дела не меняет. Я понимаю, что некоторая потасканность это отличительная черта города, она придает ему шарм и характер, но не настолько.
Вообще музей трудно было даже назвать музеем, несколько комнат, на вид забитых старым хламом, на ободранных обоях висели выцветшие картинки, все покрыто толстым слоем пыли, никакого внятного рассказа о Нью Орлеанском Вуду. В двух словах, музей я очень не советую.
Так как информационная составляющая музея оставляет желать лучшего, пришлось все про вуду читать самостоятельно и разбираться самим, а история вуду, как и всего в Луизиане, страшно запутанная и темная.
Вуду в Луизиану попало в колониальный период с рабами и вольными рабочими приехавшими/насильно привезенными с Западной Африки и с беженцами из Гаити.
В 1719-1731 годах большинство рабов сюда попадало с Бенина. Естественно они привезли с собой свою культуру и верования. Бенинцы верили в духа и предков, хорошо разбирались в травах, ядах, практиковали создание различных амулетов, одни из них были предназначены для защиты, другие для того, чтобы причинить вред. Часто все привезенные рабы целыми семьями попадали к одному хозяину, так что они могли легко (точнее легче) сохранять свои традиции и религию, которые в конце концов и стали основами Луизианского вуду. Я все время уточняю, что именно Луизианского вуду, потому что есть еще Гаитянское, Доминиканское и Западно-Африканское.
Все они являются подвидами одного же и того же религиозного течения, но отличаются друг от друга обрядами и некоторыми основными постулатами.
Как я уже писала, Новый Орлеан, странное место, там все намешано и перепутано. Не избежала мешанины и религия. К чистому африканскому Вуду сначала добавили Доминиканского и Гаитянского, а потом, насмотревшись на французов католиков, начали добавлять еще и христианство. Так в вуду появились кресты, свечки, кости (как животных, так и людей), ногти, волосы, святая вода, святое причастие. Такой вот милый наборчик.
В отличие от большинства европейских религий, где женщины не очень то приветствовались, вуду практиковалось, развивалось и популяризировалось в основном женщинами - Королевами Вуду. Они создавали и продавали всякие амулеты (гри-гри), лечили, гадали, и были очень уважаемыми в обществе людьми. Чаще всего они были потомками африканок и креолов (креолы - это французы рожденные в Америке), красивыми, эффектными, нередко образованными. Но самой-самой была Королева Вуду Мария Лаво(Marie Laveau). Именно она стала автором множества ритуалов, традиций и даже верований.
Мария, дочка белого плантатора и темнокожей свободной женщины, работала парикмахером, обслуживая богатых и влиятельных клиентов. Это позволяло ей быть в курсе всех сплетен. В качестве подработки она этим же клиентам продавала куклы вуду, отравы, приворотные зелья и другие амулеты. Ее клиентами были знаменитые политики, художники, адвокаты...и знала она о них больше чем следовало. Эти знания она умело использовала для достижения своих целей. Поговаривают, что Мария Лаво была действительно всесильна, одно ее имя вселяло ужас, действовала она как с помощью вуду, так и с помощью интриг.
Кроме магических талантов у Марии еще был талант к маркетингу и бизнесу. В те времена Вуду у большинства людей прочно ассоциировался с сатанизмом, поэтому Лаво начала присваивать духам вуду еще и христианских святых, она же начала использовать христианские символы, включать в ритуалы вуду элементы католических ритуалов. Все это делалось, чтобы завлечь побольше людей в лоно церкви и облагородить Вуду. Кроме того Мария убеждала своих прихожан не прекращать посещать церковь и всячески поощряла это. Несмотря на то, что Мария была широко известной личностью достоверных фактов о ней известно мало, а с учетом того, что у нее была дочка, которую тоже звали Мария Лаво, то там вообще все перепуталось(что для нас уже не ново:)). Чтобы как-то компенсировать отсутствие исторических данных, народ насочинял очень много легенд об обеих Лаво.
В 1930х годах Вуду, как все необычное, начало использоваться для завлечения туристов. Случилось это в частности благодаря фильму Белый Зомби (White Zombie), вышедшему на экраны в 1932 году. Именно из этого фильма пошли все стереотипы о том, что приверженцы вуду в основном занимаются втыканием иголок в куклы и превращением людей в зомби.
Сразу же после выхода фильма на экран появились в продаже поддельные эликсиры, гри-гри, куклы Вуду и прочие пвсевдо-вуду атрибуты.
Кстати, не смотря на распространенное убеждение, куклы Вуду использовались не для причинения вреда, а для привлечения всяческих хороших вещей и благословения. Иголки вставлялись в куклы не чтобы сделать человеку больно, а чтобы банально прикрепить к кукле фотографию или записку с именем человека. Кроме кукол использовалось еще много других амулетов, и все это дело называется Худу. Так что снова все запутано и перепутано:)
Негативный образ вуду так же активно создавал расизм, белые газеты старались описать вуду в наиболее мрачных тонах, смакуя детали жертвоприношений, обвиняя "вудистов" в том, что они превращают людей в зобми, осмеивая и искажая ритуалы. Все это делалось с целью продемонстрировать, что африканцы примитивные дикие создания, которые не заслуживают никаких человеческих прав и свобод.
С 1932 года ничего не изменилось, совсем даже наоборот, куклы вуду любого вида, можно найти практически в каждом магазине туристической части Нового Орлеана. В не туристических частях мы по улицах не очень ходили:) Всяческие вуду туры живут и процветают, на могилу Марии Лаво не зарастает народная тропа, и даже такой ужасный музей Вуду, пользуется популярностью:)
Немає коментарів:
Дописати коментар