четвер, 24 грудня 2015 р.

Нью-Орлеанская Вуду (New Orleans Historic Voodoo Museum)

Музей вуду мне не понравился. Совсем. Он маленький, грязный и в нем воняло. Возможно этот аромат исходил от одного из посетителей, но это дела не меняет. Я понимаю, что некоторая потасканность это отличительная черта города, она придает ему шарм и характер, но не настолько.
Музей Нью-Орлеанской Вуду, Новый Орлеан (New Orleans Historic Voodoo Museum, New Orleans)
Вообще музей трудно было даже назвать музеем, несколько комнат, на вид забитых старым хламом, на ободранных обоях висели выцветшие картинки, все покрыто толстым слоем пыли, никакого внятного рассказа о Нью Орлеанском Вуду. В двух словах, музей я очень не советую.
Так как информационная составляющая музея оставляет желать лучшего, пришлось все про вуду читать самостоятельно и разбираться самим, а история вуду, как и всего в Луизиане, страшно запутанная и темная.
Музей Нью-Орлеанской Вуду, Новый Орлеан (New Orleans Historic Voodoo Museum, New Orleans)
Вуду в Луизиану попало в колониальный период с рабами и вольными рабочими приехавшими/насильно привезенными с Западной Африки и с беженцами из Гаити.
В 1719-1731 годах большинство рабов сюда попадало с Бенина. Естественно они привезли с собой свою культуру и верования. Бенинцы верили в духа и предков, хорошо разбирались в травах, ядах, практиковали создание различных амулетов, одни из них были предназначены для защиты, другие для того, чтобы причинить вред. Часто все привезенные рабы целыми семьями попадали к одному хозяину, так что они могли легко (точнее легче) сохранять свои традиции и религию, которые в конце концов и стали основами Луизианского вуду. Я все время уточняю, что именно  Луизианского вуду, потому что есть еще Гаитянское, Доминиканское и Западно-Африканское.
Музей Нью-Орлеанской Вуду, Новый Орлеан (New Orleans Historic Voodoo Museum, New Orleans)
Все они являются подвидами одного же и того же религиозного течения, но отличаются друг от друга обрядами и некоторыми основными постулатами.
Как я уже писала, Новый Орлеан, странное место, там все намешано и перепутано. Не избежала мешанины и религия. К чистому африканскому Вуду сначала добавили Доминиканского и Гаитянского, а потом, насмотревшись на французов католиков, начали добавлять еще и христианство. Так в вуду появились кресты, свечки, кости (как животных, так и людей), ногти, волосы, святая вода, святое причастие. Такой вот милый наборчик.
Музей Нью-Орлеанской Вуду, Новый Орлеан (New Orleans Historic Voodoo Museum, New Orleans)
В отличие от большинства европейских религий, где женщины не очень то приветствовались, вуду практиковалось, развивалось и популяризировалось в основном женщинами - Королевами Вуду. Они создавали и продавали всякие амулеты (гри-гри), лечили, гадали, и были очень уважаемыми в обществе людьми. Чаще всего они были потомками африканок и креолов (креолы - это французы рожденные в Америке), красивыми, эффектными, нередко образованными. Но самой-самой была Королева Вуду Мария Лаво(Marie Laveau). Именно она стала автором множества ритуалов, традиций и даже верований.
Мария, дочка белого плантатора и темнокожей свободной женщины, работала парикмахером, обслуживая богатых и влиятельных клиентов. Это позволяло ей быть в курсе всех сплетен. В качестве подработки она этим же клиентам продавала куклы вуду, отравы, приворотные зелья и другие амулеты. Ее клиентами были знаменитые политики, художники, адвокаты...и знала она о них больше чем следовало. Эти знания она умело использовала для достижения своих целей. Поговаривают, что Мария Лаво была действительно всесильна, одно ее имя вселяло ужас, действовала она как с помощью вуду, так и с помощью интриг.
Кроме магических талантов у Марии еще был талант к маркетингу и бизнесу. В те времена Вуду у большинства людей прочно ассоциировался с сатанизмом, поэтому Лаво начала присваивать духам вуду еще и христианских святых, она же начала использовать христианские символы, включать в ритуалы вуду элементы католических ритуалов. Все это делалось, чтобы завлечь побольше людей в лоно церкви и облагородить Вуду.  Кроме того Мария убеждала своих прихожан не прекращать посещать церковь и всячески поощряла это. Несмотря на то, что Мария была широко известной личностью достоверных фактов о ней известно мало, а с учетом того, что у нее была дочка, которую тоже звали Мария Лаво, то там вообще все перепуталось(что для нас уже не ново:)). Чтобы как-то компенсировать отсутствие исторических данных,  народ насочинял очень много легенд об обеих Лаво.
Музей Нью-Орлеанской Вуду, Новый Орлеан (New Orleans Historic Voodoo Museum, New Orleans)
В 1930х годах Вуду, как все необычное, начало использоваться для завлечения туристов. Случилось это в частности благодаря фильму Белый Зомби (White Zombie), вышедшему на экраны в 1932 году. Именно из этого фильма пошли все стереотипы о том, что приверженцы вуду в основном занимаются втыканием иголок в куклы и превращением людей в зомби.
Сразу же после выхода фильма на экран появились в продаже поддельные эликсиры, гри-гри, куклы Вуду и прочие пвсевдо-вуду атрибуты.
Кстати, не смотря на распространенное убеждение, куклы Вуду использовались не для причинения вреда, а для привлечения всяческих хороших вещей и благословения. Иголки вставлялись в куклы не чтобы сделать человеку больно, а чтобы банально прикрепить к кукле фотографию или записку с именем человека. Кроме кукол использовалось еще много других амулетов, и все это дело называется Худу. Так что снова все запутано и перепутано:)
Музей Нью-Орлеанской Вуду, Новый Орлеан (New Orleans Historic Voodoo Museum, New Orleans)
Негативный образ вуду так же активно создавал расизм, белые газеты старались описать вуду в наиболее мрачных тонах, смакуя детали жертвоприношений, обвиняя "вудистов" в том, что они превращают людей в зобми, осмеивая и искажая ритуалы. Все это делалось с целью продемонстрировать, что африканцы примитивные дикие создания, которые не заслуживают никаких человеческих прав и свобод.
С 1932 года ничего не изменилось, совсем даже наоборот, куклы вуду любого вида, можно найти практически в каждом магазине туристической части Нового Орлеана. В не туристических частях мы по улицах не очень ходили:) Всяческие вуду туры живут и процветают, на могилу Марии Лаво не зарастает народная тропа, и даже такой ужасный музей Вуду, пользуется популярностью:)