Люблю я маленькие музеи по нескольким причинам сразу. Во-первых - в них часто можно наткнутся на что-то необычное, интересное или на какую-нибудь мало известную историю, во-вторых - люди работают там обычно не за деньги а по зову души, поэтому туры интересные очень, ну и в-третьих - народу в них мало. Не так чтобы совсем безлюдно, но мало. Все вышеперечисленное воплотилось в музее, в который мы съездили на прошлых выходных. Тур проводился для нас двоих, тетенька трындела не закрывая рта целый час.
Экскурсовод сразу нас спросила являемся ли мы поклонниками Густава Стикли (Gustav Stickley), мы переглянулись и ответили что вообще-то первый раз слышим, а в музей пришли просто так. Экскурсовод не расстроилась, а совсем даже наоборот, начала нас радостно просвещать.
Густав Стикли родился в Висконсине в семье иммигрантов из Германии. Когда ему было 11 лет, его отец ушел из семьи и Густаву пришлось бросать учёбу и идти в подмастерья к каменщику. Работу с камнем он возненавидел на всю оставшуюся жизнь. Позже вся его семья переехала в Пенсильванию, и там он пошел работать на фабрику производившую стулья и, как оказалось, мебель была его призванием. Cкоро он дорос до управляющего фабрики а позже со своими братьями Альбертом и Чарльзом организовал Стикли Бразерс Компани (Stickley Brothers Company), которая постепенно переросла в его собственную компанию - Густав Стикли Компани (Gustave Stickley Company) которая занималась тоже производством мебели.
В 1895 году он впервые поехал в Европу и пришел в восторг от движения Искусств и Ремёсел, которое там процветало. Набравшись новых идей он начал воплощать их в жизнь. В те времена вся мебель была очень вычурной, в викторианском стиле, с кучей завитков и финтиклюшек. Гюстав решил положить этому конец и начать выпускать простую, но качественную мебель. В 1900 году он запустил экспериментальную линию мебели, которую назвал просто "Новая мебель"(“New Furniture”). Эта мебель радикально отличалась от всего что было на рынке и стала очень популярна.
Но Стикли на этом не остановился и начал выпускать журнал "Ремесленник" (Craftsman), в котором показывались образы мебели, утвари, штор и всего остального, а еще уроки, как сделать мебель самому. Естественно, этот журнал служил отличной рекламой продукции Стикли, а он к тому времени уже не только мебелью занимался а всем, что нужно для обустройства дома. Да и самими домами он занялся тоже - начал разрабатывать проекты домов работая с разными архитекторами и тоже публиковать их в журнале, естественно с картинками, естественно все что было на картинке производилось на фабриках Стикли
В 1905 году Густав переезжает в Нью-Йорк и открывает там огромный магазин, а в 1908 году он начинает скупать земли в городе Моррис-Плейнс в Нью-Джерси, чтобы осуществить свою большую мечту - построить школу ремесел для мальчиков, в которых они будут жить и обучатся. В эту школу он вложил очень много денег, но за обучение в ней надо было платить 1000 долларов в год - сумасшедшие по тем временам деньги. В то же время привередливой публике начала надоедать пусть качественная, но однообразная мебель Стикли. И в 1915 году Гюстав Стикли обанкротился.
Вернемся к особняку. В 1908 году Гюстав Стикли купил 650 акров земли, чтобы строить огромную школу, назвал он ее изначально "Райский сад" ("Garden of Eden"). Центром поместья стал особняк построенный с каштановых бревен и камней. Практически все материалы для строительства были локальными. Кстати такой вот камень можно найти только в этой части Нью-Джерси, больше нигде
Особняк по идее должен был стать главным административным зданием, а жить Стикли планировал в доме, который так никогда и не был построен, в связи с тем, что средств стало не хватать. Кроме того финансовая ситуация вскоре настолько ухудшилась, что семье Стикли пришлось перебраться на ферму и переделать здание администрации под жилой дом.
К сожалению в доме фотографировать нельзя. Поэтому фотки с сайта музея.
Вокруг дома раскинулись поля, цветники, огород, ферма.
В 1915 году Стикли пришлось продать и ферму в связи с банкротством.
В доме очень много оригинальной мебели, принадлежавшей семье Стикли и мебели его производства, которую собирали по крохам со всех усюд.
Экскурсовод нам рассказывала о многих образцах, объясняла процесс изготовления, уникальные для того времени крепления и фирменные фишки.
Пришли мы на тур абсолютно ничего не зная ни о Стикли, ни о его мебели и о движении искусств и ремесел, ушли - с кучей знаний:) Так что тур нам понравился, и мебель, и дом:)
Немає коментарів:
Дописати коментар